Башкирские детские игры – школа воспитания.

Cогласно преданию, Башкорт – имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию – южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья.

До 18 века основным занятием народа было полукочевое скотоводство, разведение лошадей и овец, в меньшей степени – крупного рогатого скота, а в южных районах разводили верблюдов.

Земледелие – тоже традиционное занятие башкирского народа в Зауралье, причем выращивали не только неприхотливые культуры – просо, ячмень, коноплю, но и пшеницу.

Среди ремесел и промыслов были развиты домашняя обработка шерсти, кожи, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры владели и кузнечно-ювелирным мастерством, вели разработки серебряной руды. Не случайно башкирские женщины всегда носили именно серебряные украшения – серьги, кольца, браслеты, застежки.
Традиционное башкирское жилище – это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне – срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга – сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Башкирские детские игры – это школа воспитания. Игра воспитывает ребенка. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались и правила выбора водящих, а также придумывались наказания проигравшему.
Башкирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. В народном эпосе «Алпамыш» рассказывается, как у человека но имени Акубок родился очень шустрый сын, рос он не по дням, а по часам. На первый день на ноги встал, на второй день, выйдя на улицу, играл с ребятами в городки. Как только ребенок научился сидеть, отец посадил его верхом на коня. В другом эпосе «Заятулэк и Минхелу» Сэмэрхан вызвал к себе своих семерых сыновей и сказал: «Вы повзрослели, пора вам верхом скакать, стрелять и охотиться». Так крепло поколение: сын перенимал мастерство отца.

Правила для играющих.
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре – закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее придти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы – противники, вне игры – товарищи.
9. Проиграл, – не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.
12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

«Курай (Дудочка)»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.

«Муйуш алыш (Уголки)»

По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
– Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась
4 играющий отвечает: «Вода кончилась»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

«Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)»

Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

«Эна менян еп (Иголка и нитка)»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

«Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)»

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети – мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети – мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:
«Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в доме.

«Буре менэн куян (Волк и зайцы)»

Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети – зайцы. Волк прячется – приседает на одной стороне площадки, а дети – зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц
В гости к нам пришел.
Ушки – длинные.
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.