Русские песенные традиции Белокатайского района и творчество народного фольклорного ансамбля “Берестиночка” внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.

Русские песенные традиции Белокатайского района и творчество народного фольклорного ансамбля “Берестиночка” внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.

Белокатайский район вместе с другими северо-восточными районами Башкортостана считается «русским» из-за значительной доли русского населения (49,6%) и наличия компактно расположенных русских селений. Русские в районном центре Новобелокатай составляют 63,3% населения, в с. Старобелокатай – 85%, в с. Емаши – 92%, в с. Карлыханово – 82%, в с. Карантрав – 83%. По историческим сведениям, русские селения Белокатайского района Башкортостана (в прошлом Златоустовского уезда Уфимской губернии) основывались русскими со второй половины XVIII в. – вольными крестьянами, выходцами из Пермской губернии – Кунгурского уезда («кунгуряками»), в меньшей степени Красноуфимского уезда, к которым позднее присоединились переселенцы из Вятской, Новгородской, Костромской и других губерний. С. Новобелокатай образовано в 1804 г. как выселки с. Старобелокатай. В отличие от центральных, западных и южных районов Башкортостана, существенно испытавших процессы интернационализации и унификации культур, в северо-восточных районах до сих пор сохраняются многие этнические традиции и традиционный фольклор.

Сведения об уникальном песенном творчестве русских Златоустовского уезда Уфимской губернии имеются в публикациях действительного члена Уфимского губернского статистического комитета В.С. Касимовского. Свои наблюдения над жизнью «кунгуряков» – представителей северорусского этнокультурного диалекта – он изложил в газете «Уфимские губернские ведомости» в 1860-х – 1870-х гг. Он указал на голосовое своеобразие исполнителей песен, отметил, что летними развлечениями населения были хороводы, на которых «женщины и девицы поют непременно не тонкими, а толстыми голосами, и в этом случае составляют контраст с заводскими и удельными женщинами и девицами». Речь «кунгуряков» В.С. Касимовским определена как «Велико-Пермская», «В разговоре слышны акценты на букву О; согласные, зубные Ц, Т, Ш вместо небных Ч, Щ, например, цево, шти, доць, пишшик, вместо чево, щи; дочь; писчик (писарь)». В лексике выявлено немало местных слов, непонятных для других русских, в том числе колды – когда, онолды – иногда, оболочись – одеться, варгать – разговаривать, баять – говорить и др..

Записи песен «кунгуряков» Уфимской губернии в 1906 г. сделал псаломщик с. Казанцево Бирского уезда А. Данилов. В репертуаре местных жителей он отметил активное бытование старинных протяжных песен, безвозвратно утерянных в других местностях. А. Данилов указал на сложность исполнения местных протяжных песен: «Семейныя песни трудны для исполнения, требуют много голосов и очень развитаго слуха. По крайней мере, я, обладая порядочным слухом, при всем желании не мог усвоить мотива некоторых наиболее интересных песен. Переходы в них из тона в тон в некоторых частях едва заметны, и едва ли их можно передать нотами.<…>. А. Даниловым описана мелодика местных протяжных песен: «Печальные звуки то повышаясь, то понижаясь, постепенно растут, начинает уже слышаться надежда избавиться от безысходнаго горя; наконец, забравшись в самую высь, мотив достигает критическаго, жуткаго, момента, — еще одно последнее усилие, один едва заметный переход, и мотив принял бы спокойный ровный тон, но нет, мотив сразу с верхних нот опускается в низкия ноты; руки ослабели и не выдержали тяжести, и она рухнула вниз; и вот тяжесть всею массою опять наваливается, опять делаются усилия поднять ее и свалить с себя, и снова не достает силы на последнее усилие, и снова огромная тяжесть сразу сваливается вниз». А. Данилов выяснил, что песенники знают также немало городских, солдатских и «острожных» песен. Молодежь собирается небольшими группами, играют в гармонику, иногда танцуют „кадриль”, вечерами ходят по улице и выкрикивают, а не поют, частушки, по большой части не имеющие никакого мотива».

Большой вклад в собирание и популяризацию русского фольклора Белокатайского района внес Павел Павлович Бунаков (1921 г.р.), уроженец с. Карлыханово, краевед, составитель сборников народных песен и частушек. В сборнике песен (1998) ряд примеров он представил в записи от Анны Игнатьевны Ковиной (1922 г. р.), которая после создания «Берестиночки» (2007) стала солисткой ансамбля. Песни из сборника «Во лузях», «Ветерочек-от споносит», «Ой, зайко из речки водичку пьет», «Золотая веточка», «Погляжу под ноженьки», «Возле стеночки шатается», «Мамашенка бранится» имеются в современном репертуаре «Берестиночки». Некоторые записи песен П.П. Бунакова вошли в издание, подготовленное администрацией района в 2019 г. при поддержке Гранта главы республики.

В 2000-е – 2010-е гг. русские селения Белокатайского района стали объектом внимания целого ряда этнографов и фольклористов Башкортостана и Челябинской области, а также г. Санкт-Петербурга. Итогом работы фольклорной экспедиции Челябинского института культуры стало издание сборника с нотными расшифровками и приложением-диском, куда вошли песни из репертуара «Берестиночки» – «Ветерочек-от споносит» и «Зайко из речки водичку пьет».

В 2012 г. в Белокатайском районе под руководством Ф.Г. Галиевой работала фольклорно-этнографическая экспедиция Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (ИЭИ УФИЦ РАН). Сбор материала проведен в с. Старобелокатай и с. Новобелокатай. Запись фольклора осуществлена от участников фольклорного ансамбля «Сельские зори» и отдельных групп исполнителей. По рассказам информантов изучен музыкальный инструментарий. Установлено, что в прошлом мужчины играли на разновидностях гармоники – «двухрядке», «хромке», «тальянке», «саратовской», «минорке», женщины – на балалайке, нередко образуя дуэт с гармоникой. Музыкальные инструменты покупали, но нередко и делали. Гармонисты с. Старобелокатай на праздники ходили по деревне, сопровождая «улошные» (уличные) песни. «Улошные» песни ныне исполняют участницы «Берестиночки».

В 2012 г. старший научный сотрудник ИЭИ УФИЦ РАН Е.Е. Нечвалода сделала фольклорные записи в с. Карлыханово от участников фольклорного коллектива «Родные напевы» и несколько песен – в с. Емаши от жительницы села О.С. Седовой (1925 г.р.). Она установила жанровое разнообразие песен, в числе которых хороводные, плясовые, лирические, солдатские, колыбельные, обрядовые песни и даже свадебные плачи (невесты, «вытниц»). Е.Е. Нечвалода записала информацию о том, что в прошлом было различие в репертуаре, манере исполнения и диалектах не только соседних русских селений Белокатайского района, но даже порой улиц, основанных в разное время выходцами из многих губерний России, что демонстрировали музыкальные частушечные «поединки». В то же время современные записи песен Ф.Г. Галиевой, Е.Е. Нечвалоды и других исследователей в разных селениях Белокатайского района свидетельствуют о формировании единого репертуара и манеры исполнения, которые ныне демонстрирует фольклорный ансамбль «Берестиночка».

В 2013 г. в русских селениях Белокатайского района РБ работала экспедиция преподавателей и студентов БашГУ; по ее результатам подготовлены статьи и фольклорный сборник с текстами частушек. В 2018 г. опубликована книга о русских Южного Урала под редакцией И.И. Шангиной, в которую вошли статьи И.И. Шангиной, Т.А. Зиминой, Е.А. Мадлевской, посвященные праздникам и обрядам, молодежным развлечениям. В 2020 г. издан сборник русского фольклора в Башкортостане составителя Ф.Г. Галиевой, куда включены некоторые песни Белокатайского района РБ, описано региональное своеобразие, диалектные особенности, сохранение песенных традиций в русских селениях, удаленных от промышленных центров.

В настоящее время практически каждое русское село Белокатайского района РБ можно назвать песенным. Импульс развитию фольклора дает проведение в Белокатайском районе межрегионального конкурса русской песни и частушки. В 2021 г. состоялся XVI фестиваль-праздник, в связи с пандемией в онлайн-формате. Участниками стали представители многих районов и городов Башкортостана, а также Курганской и Челябинской областей, Пермского края, Удмуртской Республики. Непременным участником праздника является фольклорный коллектив «Берестиночка». Некоторые видеозаписи коллектива с праздника выложены в интернете.

Как сообщает руководитель «Берестиночки» Л.А. Декало, основу коллектива составили «малухинские бабки» – пожилые женщины, родившиеся в начале XX в., названные так по названию улицы в с. Новобелокатай, на которой они жили. В 1980-е гг. на смену им пришли бабушки 1918‒1924 годов рождения. В 2007 г. в коллектив на смену своим родителям и родственникам пришли 50‒60-летние носительницы местного фольклора. В наши дни в основном составе «Берестиночки» семь женщин, почти все они почтенного возраста. Профессии участниц коллектива разные: Тамара Прокопьевна Кутузова (бывший работник сельского клуба, 83 года), Тамара Ивановна Седова (педагог), Ольга Ивановна Цыпышева (бывший работник маслосыркомбината), Лидия Николаевна Поезжаева (в прошлом начальник почтового отделения), Людмила Петровна Бекетова (педагог дополнительного образования), Любовь Сергеевна Никифорова (медицинский работник), Ольга Дмитриевна Малухина (работала до выхода на пенсию сыроделом).

Репертуар коллектива сугубо «старобелокатайский», то есть перенят у старожилов с. Старобелокатай, включает более 30 местных традиционных песен. Большинство песен «проголосные» (протяжные, «долгие»), исполняются трехголосно с сольным запевом (лирические любовные, об измене, свадебные, рекрутские). Для этих песен характерно беспрерывное пение, «как будто рекой льется», цепное дыхание, без пауз. Разные голоса (первый, второй, третий) исполнительницы обозначают как «потоньше» или «потолше». Есть песни, исполняемые в подвижном темпе (игровые, хороводные, плясовые). По-местному надо все песни петь «открытым» звуком, «орать».

Любимая «проголосная» песня коллектива, возраст которой более двухсот лет – «Ветерочек-от споносит» (веет, обдувает). По сведениям Л.А. Декало, песню пели женщины тихо, на одном дыхании, сидя на лугу на отдыхе во время покоса и сбора ягод. Песня демонстрирует сохранение манеры исполнения протяжных песен с обрывами и распевами отдельных слов. Очевидны диалектные исполнительские традиции, на которые указывал еще В.С. Касимовский. Не поются гласные и, ю, а, я, у. Вместо и здесь поют е, вместо ю – ё, вместо а, я – э, вместо у – о: Местная особенность – также низкое пение, пение «мясисто», «сочно» и «потолше». Такое исполнение считается правильным и красивым.

В репертуаре «Берестиночки» также песни: «Как-то на моречке», «Плясовая» (исполняли на супрядках, во время прядения шерсти), «Спишу я тебя на картину», «Золотая веточка», многочисленные частушки. При отсутствии мужчин-гармонистов в годы Великой Отечественной войны у женщин стало популярным аккомпанировать «под язык», под «тыры-тыры-тыры-тыры». Традицию продолжают участницы «Берестиночки».

Старшее поколение передает традиции школьникам и молодежи, которые перенимают репертуар и традиционную манеру исполнения. Есть все основания считать, что благодаря деятельности фольклорного ансамбля «Берестиночка» русская песенная традиция Белокатайского района сохранится и в будущем.

https://www.rusfolknasledie.ru/#/nkn/3f8c9fcf-60ec-fe9e-06f5-effbcae9f36f

Русские песенные традиции Белокатайского района и творчество народного фольклорного ансамбля “Берестиночка” в реестре объектов нематериального культурного наследия народов России

https://onknrb.bashmusic.net/objects/ispolnitel-noe-iskusstvo/pesennoe-iskusstvo/2289-russkie-pesennye-traditsii-belokatajskogo-rajona-bashkortostana-v-tvorchestve-narodnogo-folklornogo-kollektiva-berestinochka

Русские песенные традиции Белокатайского района Башкортостана в творчестве народного фольклорного коллектива «Берестиночка» в реестре объектов нематериального кульутрного насления народов Республики Башкортостан

https://belokatay-kultura.ru/2019/10/21/informatsionnyj-tsifrovoj-kontent-proekta-festival-narodnyh-prazdnikov-i-obryadov-v-munitsipalnom-rajone-belokatajskij-rajon-kak-za-nashej-za-okolitsej/

Сборник материалов проекта “Фестиваль народных праздников и обрядов в муниципальном районе Белокатайский район «Как за нашей за околицей»