Тамбурная вышивка башкирок с. Белянка Белокатайского р-на РБ – объект нематериального культурного наследия Республики Башкортостан

Искусство тамбурной вышивки сохранилось у северо-восточных башкир, поживающих на территории Белокатайского района Республики Башкортостан и Бардымского района Пермского края. В результате длительных этнических процессов и проживания с различными этническими группами (мари, удмурты, чуваши, русские, татары) с неодинаковыми хозяйственно-бытовыми традициями, у башкир на данной территории сложилась своеобразная многокомпонентная культура.

 

У юго-восточных башкир (Зианчуринский, Хайбуллинский районы, Оренбургская область) встречаются другие названия этого шва – «йүрмәп сигеү», «ҡайыу», «һырыу», «тугәрәк сигеү».

 

Башкирский термин «элмә» более четко отражает саму технику выполнения выполнения этого вида шва: нанизывать одну петлю на другую. Интересно определение, данное тамбуру в словаре С.И. Ожегова: «…вышивание или вязанье, при котором петля заходит в петлю». Существует второе название шва – «цепочка».

 

Тамбурным швом вышивают женские платья, передники, головные покрывала, нагрудные повязки, мужские рубахи, молитвенные ковры, подзоры, занавески, полотенца, платки, скатерти. Тамбурная вышивка отличается красочностью, многоцветием узоров. На красном, черном, синем или белом фоне с помощью ярких контрастных нитей создаюся линейные или розеточные узоры. Наряду с цветочно-растительными мотивами – цветок, листья, перец, ядлоко – нашли отражение и предметы, связанные с окружающей действительностью: капли, гнездо, крючок, ожерелье, кисти, волнистая линия, узор, шея верблюда.

 

Тамбур на башкирских изделиях имеет особенности и отличается большим разнообразием. Например, широкий тамбурный шов в отличие от классической тамбурой цепочки имеет петлю в виде скобы. Прерванный тамбурный шов имеет петлю в виде половины сердечка. Открытый тамбурный шов состоит из петель, представляющих собой несомкнутую окружность. Так же различают высокий и низкий тамбур.

 

В XIX столетии башкирские мастерицы широко разрабатывали свои приемы вышивки. Вышивали широкий круг изделий, используемых как в повседневной жизни для декоративного оформления домашнего интерьера, так и во время проведения семейных и религиозных обрядов и народных праздников. Узорным шитьем орнаментировали подзоры, занавески, настенные коврики, скатерти, наволочки, салфетки, кисеты, карманные платочки, полотенца, молитвенные коврики. Особое внимание уделялось украшению предметов костюма, красочно вышивали платья, рубахи, платки, нагрудные повязки, передники, тюбетейки, женские колпачки и т.д. Полотенца у башкир, в отличие от некоторых других изделий, относятся к группе сакральных предметов, повсеместно используемых ими в самых разных обрядах (к примеру, применение полотенец в родильных, свадебных, погребальных и поминальных обрядах).

 

Исследователи Г.Л. Чепелевицкая и Н.В. Бикбулатов, изучающие вышивку у среднеазиатских народов и у башкир, отмечали, что наиболее старинные изделия выполнялись со сплошным заполнением отдельных мотивов узора. В этом случае «…тамбурная цепочка вьется по контуру узора, потом загибается во внутрь, ложась рядом с первой, пока вся фигура не заполнится вышивкой». Т.е, они считают, что сплошь зашитый тамбур является более древним, чем контурный.

 

Универсальную функцию заполнения пространства в тамбурном шитье у башкир выполняет еще одна его разновидность – косая сетка (ҡуш элмә). Ее происхождение связано с широким тамбуром. В этнографических и языковедческих работах эту технику еще называют «двойной тамбур», «козлик в окантовке». На юго-востоке республики употребляется более выразительное название, указывающее на технологию шитья – «двойная петля» (ҡуш элмә), т.е. вышивание производится более широкими и сложными, фактически двойными петлями. Косая сетка представляет собой усложненную разновидность растянутого в ширину тамбура.

 

В середине XX века в Н.В. Бикбулатовым были выдвинуты тезисы о том, что к ранним формам башкирской вышивки относятся «растительные узоры, выполненные одновременно тамбуром и косой сеткой… Среди них наряду с растительными встречались мотивы, родственные кустарному орнаменту юго-восточной Башкирии» (1964).

 

С.Н. Шитова об исследованиях в юго-восточных районах Башкортостана: «В XX в. с утратой сложной техники «ҡуш элмә» (косая сетка) некоторые вышивальщицы стали использовать для заполнения контурных элементов рисунка (завитков) известный издавна художественный шов «козлик» или «косой стежок», располагая их сначала в одном, затем в другом направлениях».

 

Проведенные исследования свидетельствуют о существовании разновидностей тамбура и о его применении с другими швами не только в юго-восточных, но и в северо-западных районах Башкортостана, а также в Пермском крае и Оренбургской области. Спутником тамбура до XX в. была косая сетка, а в XX в. и в наши дни – ковровый шов (күпертеп сигеү). Ковровый шов представляет собой рельефную поверхность, состоящую из густо расположенных вертикальных петель, созданных с помощью специального крючка.

https://onknrb.bashmusic.net/objects/tekhniki-i-tekhnologii/traditsionnaya-khozyajstvennaya-i-bytovaya-kul-tura/1157-tamburnaya-vyshivka-bashkir